Главная » ПСИХОЛОГИЯ » НЛП: Ожидания/Реальность. Ч.1.

НЛП: Ожидания/Реальность. Ч.1.

В прошлом году я проходил курс НЛП-Практика в известной многим в Калининграде Русской школе НЛП, где преподают ученики Надежды Владиславовой. Параллельно с этим, уделял много времени изучению работ Пелехатого, Пьюселика, Дилтса, Горина и конечно Гриндера и Бэндлера. В связи с этим, я считаю себя "в теме" данного вопроса в достаточной степени, чтобы моя оценка НЛП была расценена как конструктивная.

Нейролингвистическое программирование является весьма неоднозначным методом. Существует множество исследований как доказывающих его эффективность, так и опровергающих. Кроме его научности и обоснованности, он также обсуждается и на предмет этичности. Ведь многие НЛП-тренера открыто занимаются продвижением идеи использования метода в манипулятивном контексте, обучая применять навыки НЛП в процессе проведения переговоров и вербовке, чем охотно пользуются бизнесмены и сектанты. 

Мифы об НЛП дали этому направлению впечатляющую рекламу, но отнюдь не впечатляющую репутацию. Из 15 опрошенных студентов психологических направлений БФУ им. Канта 14 выразили своё негативное отношение к данному методу, один воздержался, ссылаясь на недостаточную осведомленность. Такого же мнения придерживаются 8 из 10 опрошенных практикующих психологов.  При этом из 22 человек, выразивших негативное отношение, лишь 4 ссылались на псевдонаучность метода. Остальные же руководствовались именно этичностью применения НЛП из-за широко распространившихся школ манипулятивного НЛП.

Говоря об НЛП, сначала необходимо разобраться в его оригинальной идее, положившей начало развитию этого направления. Джон Гриндер и Ричард Бэндлер под влиянием Грегори Бэйтсона хотели создать универсальную модель для освоения любых навыков, состоящую из шаблонов, или паттернов, т.н. успешного поведения. Они выделялись в процессе наблюдения за людьми, которые якобы достигли успеха в какой-то сфере.

Слово «программирование» означало процесс выстраивания этих паттернов в определенной последовательности для достижения успеха в любой деятельности. Выделение верных шаблонов фактически должно было стать пошаговой инструкцией для достижения целей.

Первым источником паттернов стала работа с клиентом трёх легендарных психотерапевтов: Милтона Эриксона, создавшего своё направление гипнотерапии, основателя гештальт-терапии Фрица Перлза и основоположницы семейной психотерапии Вирджинии Сатир. Наблюдая за их работой, Гриндер и Бэндлер попытались выделить «основу» их работы с клиентом, а также её непосредственные цели. Другими словами, они хотели понять, куда терапевты ведут клиентов и как они это делают.

В конечном итоге, возникла определенная эклектическая модель, включающая в себя общие паттерны для всех троих. При этом стоит отметить, что сами авторы НЛП не всегда уточняют, что именно и от кого они взяли. Хотя некоторые связи прослеживаются весьма очевидно. Например, идеи Перлза, выраженные в т.н. гештальт-молитве, явно отражены в базовых пресуппозициях, на которых держится НЛП, которое довело их до полноценной стратегии преображение безуспешного поведения в успешное. 

Главным шаблоном является пошаговый принцип обучения и практическое применение полученных знаний. Выделяя его, я руководствовался теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Её можно рассматривать как пошаговое алгоритмированное руководство для учителей по построению процесса обучения. Поэтому Гальперина, шутя, можно назвать одним из добэндлеровских НЛПеров. Ведь он фактически сделал с педагогическим процессом тоже самое, что и основатели НЛП – создал пошаговый обучающий алгоритм.

Я два года подряд проходил учебно-производственную практику в интернате для умственно-отсталых детей в поселке Крылово. Некоторые рукодельные работы детей (как минимум с умеренно выраженным интеллектуальным дефектом) превосходили те, что делал я, человек с относительно высоким уровнем интеллекта, на уроке труда в школе. Секрет успеха детей заключался как раз в отработке навыков пошагово. Поэтому не смотря на свой скепсис к НЛП, в эффективности данного метода меня убеждать не надо.

Далее должно следовать практическое применение полученных знаний, которое имеет две функции. Во-первых, это эксперимент, который поможет проверить эффективность выделенных шаблонов. Во-вторых, иногда для их использования нужен серьезный навык, требующий отработки.

В НЛП весь процесс обучения строится на определенных принципах, которые звучат так (на самом деле их больше, я выделил основные):

  • Поражений нет, есть только приобретенный опыт;
  • Смысл действия в его последствиях;
  • Понимание своих целей;
  • Залог успеха после провала – гибкость поведения.

Таким образом, можно заключить, что НЛП является методом обучения, который строится на выделении и применении шаблонов успешного поведения. Его претензии на статус психотерапевтического подхода возникают на фоне того, что первые из них были выделены именно из психотерапевтической практики. Это косвенно указывает на потенциальную успешность метода в этом контексте.

Теперь, когда я изложил свою позицию в отношении НЛП, в следующей статье я постараюсь объяснить как НЛП-тренера обманывают своих учеников и самих себя, затрагивая тему манипуляций, оправданности затраты средств на обучение и научное обоснование НЛП.

Источник

Оставить комментарий