Booking.com
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Интересное о поле для системных расстановщиков (юнгианские истоки)

Интересное о поле для системных расстановщиков (юнгианские истоки)

Мой живой исследовательский интерес к тому, что же работает в системных расстановках, не прекращается. Сразу оговорюсь, что это лишь мои размышления и мой поиск. Мне действительно интересно, как в разных направлениях познания формировались схожие взгляды, как двигалось развитие мысли.

Мария Луиза фон Франц, ученица К.Г. Юнга, в книге "Прорицание и синхронизация: Психология значимого случая" анализирует феномены предвидения и синхронных событий с точки зрения познаний юнгианской школы о бессознательном, а также исследований китайского мышления, мифологии разных народов, математики и физики. Мы помним, что Юнг предложил понятие коллективного бессознательного — тех слоев психики, в которых кроются могучие коллективные бессознательные силы — архетипы, которые являются носителями спрессованного человеческого опыта. У коллективного бессознательного есть разные "уровни" глубины, и в расстановках мы чаще работаем с родовыми слоями, но есть еще более глубокие, относящиеся к более архаичным слоям человеческого опыта. Их мы можем расставлять в метафорическом пространстве через образы снов, сказок, мифов.

Проводя параллели между разными понятиями, она предлагает гипотезу, не встречавшуюся у Юнга, но, по ее мнению, вполне очевидную — рассматривать коллективное бессознательное как поле психической энергии, которое существует не хаотично, а строго упорядоченно, по принципу математической матрицы, констеллируясь вокруг основного архетипа Самости — того самого божественного начала в человеке. Она предполагает, что это поле есть сеть взаимосвязей, которые остаются неизменными определенный отрезок времени, то есть они представлены как сеть связей, единовременно напряженных и существующих.

Фон Франц вслед за Юнгом говорит о том, что в глубинах этого поля время течет особым способом, не линейным. Это значит, что нет той привычной последовательности событий, которая привычна нашему сознанию, но есть одномоментно существующая связь сети событий прошлого, настоящего и будущего, и что входя в контакт с этой сетью, человек может понимать развитие ситуации в тот или иной момент времени, что носит характер предвидения. Этому помогает развитие способа китайского мышления, лишенного причинно-следственных связей, а воспринимающего ситуацию целиком, как определенную конфигурацию.

Также важно, что бессознательные содержания упорядочены в соответствии с определенными ритмами, вследствие этого движение в этом поле происходит также в соответствии с ними. И эти содержания упорядочены в некую целостность, гармонию.

Юнг предполагает наличие единой реальности для физической и психической областей, которой он дал латинское наименование unus mundus — единый мир, своего рода психофизическая реальность, которую нельзя познать. Выражением этой реальности и являются синхронистичные события.

Доступ к пониманию связей коллективного бессознательного в описании фон Франц происходит через так называемое состояние, которое она называет "опыт Самости". Ссылаясь на труд китайского философа Мо Ди "Доктрина золотой середины", она пишет о том, что оказаться в этом состоянии может человек, лишенный иллюзий, внутренне честный сам с собой, "преданный внутренней искренности", как пишет Мо Ди. Тогда ему открываются связи и соединение психической и физической реальности становится возможным.

Размышляя о том, что мы делаем в расстановках, мне кажется очень важными заключения Юнга и Марии Луизы фон Франц. Почему? Попробую описать.

По сути, расстановочная практика и есть то самое проявление единства психической и физической реальности, которое мы видим воочию, когда заместители вдруг начинают транслировать определенные состояния людей из психических образов клиентов. Так же, как невозможно объяснить и помыслить этот единый мир, описанный Юнгом, мы отчасти беспомощны в описании психофизиологических аспектов расстановок. Про зеркальные нейроны помню, однако по прежнему считаю восприятие заместителями целых кусков ситуации, фраз и т.д. сродни чуду. В настоящее время квантовая физика дает возможность связи двух миров, но официальных исследований на стыке наук пока нет (для исследования феномена замещающего восприятия).

Учитывая то, о чем писал Юнг и его ученики можно помыслить следующее:

— упорядоченность и цикличность существующей бессознательной связи в образе расстановки. Это говорит нам о том, что иногда для переструктурирования образа потребуется несколько заходов (циклов), т.к. ситуация может возвращаться на круги своя, но возможно с меньшим зарядом психической энергии.

— развивая способ акаузального целостного мышления мы понимаем, что на самом деле в расстановке, как в целостной констелляции бессознательных содержаний, не важно установление причинно-следственных связей, а именно "ты денег не зарабатываешь потому, что у тебя бабушка деньги потеряла" (об этом коллеги уже писали и пишут). Скорее важным будет восприятие всей системы важных взаимосвязей, включение в нее недостающих (исключенных) элементов и бережное нахождение в этой целостности для понимания ее общего смысла. Причем смысл может лежать не только в моменте ситуации, но и в прошлом, и в будущем, которое сейчас стало настоящим. И тогда мы можем увидеть, например, что то, что произошло в прошлом уже каким-то образом было связано с будущим. Тут же есть предположение, что в мире сознания мы двигаемся от прошлого к неизвестному будущему, а в мире бессознательного будущее уже существует, надвигается и предопределяет настоящее.

— из этого мы можем видеть значительное развитие и смысл в таком направлении, как расстановки будущего, и это уже происходит у некоторых коллег. Констеллированное содержание будущего определенно способно проявиться уже сейчас, но…

— для этого, согласно воззрениям китайских философов, нужно то самое состояние "преданности внутренней искренности", без намерений и желания что либо изменить, будучи в созерцании, чтобы тот самый "опыт Самости" стал возможен, и психическое и физическое в соединении стало тем психофизическим, что сродни божественному провидению трансформирует сеть бессознательных содержаний во что-то более доступное для человека, более осознанное и осмысляемое. То самое состояние, о котором писал Берт как о "пустой середине".

Источник

Оставить комментарий